Памятка для родителей:
Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет - может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).
Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге
Для приобщения ребёнка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов:
1.Последовательность. Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения детей. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, т.е. любая ступень обучения опирается на уже освоенное ребёнком в предыдущем опыте. Процесс должен начинаться с родителей. Обучать детей необходимо с раннего возраста.
2.Воспитание собственным примером. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам.
3.Соответствие формы обучения возрасту ребёнка. Целесообразность того или иного поведения на дорогах должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей.
4.Включённость обучения в контекст повседневной жизни. Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Родители и воспитатели обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в сюжетно-ролевые, дидактические игры, развлечения и т.д.
5.Поощрение ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо.
Естественно, без сухих правил обойтись нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.
Kонсультация для родителей «Безопасность ваших детей на дорогах»
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалось способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
К сожалению многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт в детский сад или школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма будет наиболее эффектной, если её вести в трёх направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
*Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
*Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
*Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
*Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
*Из автобуса, троллейбуса, выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
*Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
*Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторили.
*Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Ваш ребёнок – пассажир.
Правила:
- Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности сами и объясняйте ребёнку, для чего это нужно делать, Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребёнка привычки пристегиваться ремнём безопасности или садиться в детское удерживающее устройство (автокресло)
- Дети до двенадцати лет должны находиться в салоне автомобиля в детском удерживающем устройстве (автокресле, соответствующем их возрасту, весу и росту. Если комплекция ребёнка затрудняет его размещение в автокресле, можно применить (частичное удерживающее устройство) (дополнительную подушку- бустер, которое используется в сочетании со штатным ремнём безопасности, проходящим вокруг туловища ребёнка, при этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку, не соскальзывая на шею.
- Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля- через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
На сегодняшний день проблема обеспечения должного уровня безопасности движения на дороге для школьников является одной из главных целей ответственных за это институтов. Так как уровень жизни населения постоянно возрастает, то соответственно увеличивается и количество личных средств передвижения. Но большинство водителей не собираются соблюдать правила, а это значит, что уровень безопасности постоянно падает, а количество аварий, столкновений и других происшествий на дороге растёт. К сожалению, эти случаи нередки и для учеников школ, которые чаще всего являются пострадавшими. Психологи утверждают, что подобные ситуации происходят потому, что дети зачастую просто не могут сориентироваться и отреагировать надлежащим образом, так как понятия не имеют о том, как необходимо поступить. Можно отметить и то, что ребёнок часто относится без должного внимания к существующим правилам, даже если был с ними ознакомлен. Именно по этой причине государство должно приложить все усилия для того, чтобы преподавание правил дорожного движения в учебных заведениях мотивировало детей к их соблюдению. Стоит особо выделить ещё и то, что маленький ребёнок всегда начинает своё обучение с того, что берёт пример с окружающих его взрослых. Ни в коем случае не стоит жалеть времени на обучение малыша и разъяснение ему правил. Только благодаря такому подходу ребёнка можно оградить от угрозы происшествий на дороге. Основных правил существует несколько, и стоит обязательно не только рассказать и объяснить их, но и показать на своём примере, взяв малыша с собой на прогулку. Перед тем, как переходить улицу, сначала нужно посмотреть в левую сторону, и лишь подойдя к середине проезжей части – в правую. Осуществлять переход дороги рекомендуется только через переход, каждый из которых обозначен соответствующим знаком. Если в окрестностях нет подобного средства пересечения проезжей части, то стоит воспользоваться переходом, на котором есть светофор. При осуществлении пешего движения вне границ населённых пунктов, дети могут передвигаться только совместно с совершеннолетними по той дорожной полосе, которая является встречной. Общественный транспорт, а в особенности, трамваи и автобусы, не рекомендуется обходить как сзади, так и спереди. Лучшим выходом будет найти самый ближний переход и воспользоваться им. Не стоит резко выбегать на проезжую часть, поскольку в таком случае водитель может просто не суметь затормозить. Перед тем, как выйти на дорогу, следует замедлиться и осмотреться по сторонам. Игры на дороге являются небезопасными, то же касается развлечений поблизости проезжей части, поскольку в пылу игры можно не заметить опасности. Если есть сомнения и неуверенность в своих силах, то на первое время лучше пересекать дорогу с большими группами людей. Безопасность на автомагистрали касается и передвижения на личном транспортном средстве, поэтому родителям необходимо приучать к этому детей с раннего возраста. Обучение правилам поведения следует начинать как можно раньше, поскольку чем старше ребенок становится, тем труднее приучить его соблюдать внезапно возникающие правила. Стоит приучить малыша сидеть исключительно сзади, и пристёгиваться при этом ремнём. Не рекомендуется позволять ребёнку перебираться на сидение возле водителя, если там нет специального кресла для детей. Следует вовремя одёргивать малыша, если он решил встать во весь рост на сидении во время того, как машина движется; это правило касается даже самых маленьких детей, не достигших и года. Дело в том, что резкий рывок автомобиля или же столкновение может спровоцировать травму. Очень часто при этом ребёнок перелетает через переднее сидение и ударяется о стекло, что и приводит к несчастным случаям. Не стоит позволять детям находится в машине без надзора взрослых, поскольку это иногда может привести к досадным происшествиям.
Все вышеизложенные правила достаточно просты и эффективны, а их соблюдение позволяет полностью исключить вероятность несчастных случаев с ребёнком во время пересечения даже оживлённых транспортных путей.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии - зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки, особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.